Метагалактический мегакинопортал
А кто это? Эми Паскаль не слышала о Зендее до кастинга «Человека-паука» «Вы ещё не видели, как я управляюсь с мечом» — Генри Кавилл морально готовит нас к ремейку «Горца» Трейлер «Джокера 2» вызвал больше интереса, чем первый ролик «Барби» Звезда «Что творят мужчины! 2» Памела Андерсон сыграет в ремейке «Голого пистолета» Самара Уивинг поджидает маньяка на новых кадрах «Грани безумия»

Ограбление по Фрейду

Ruben Brandt, Collector

Паприкаш

Музейные шоу стали завсегдатаями кинопроката. Но странно было бы ожидать от них сюрреализма в стиле «Паприки», головоломки в стиле «Начала», авантюрного ограбления в стиле «Аферы Томаса Крауна», экшена в стиле «Матрицы». А вот свежий венгерский мультфильм умудряется щедро предоставить всё перечисленное — сочетая с таким зарядом культурного просветительства, какой многим искусствоведческим документалкам даже и не снился.

Впрочем, видеть во сне что-то выдающееся — не всегда благо. Здесь искусство не просто требует жертв, а убивает: персонажи мировых шедевров нападают на арт-терапевта Рубена Брандта в его кошмарах — и грозят довести до смерти в реальности. Не потому что Рубен объедается или напивается на ночь глядя — нет, причина его ужасов более затейлива и становится интригой фильма. Причём далеко не единственной: любопытно же узнать, откуда у воровки клептомания или какими были родители двухмерного человека.

Ага, один из персонажей натурально двухмерный. А другой — четырёхглазый; глаза тут вообще не ограничивают себя по количеству и местоположению — Пикассо одобряет. Казалось бы, ну что такого, во сне всё возможно… Но то-то и оно, что это не сон, а реальность. В «Ограблении по Фрейду» грань между двумя мирами ещё тоньше, чем в «Паприке», где сюрреализм просачивался постепенно. Отличить один от другого помогают разве что улитки — аналог вращающегося волчка из «Начала». Но всегда ли они однозначный маркёр? Финал криминально-психологических приключений Рубена Брандта взрывает мозг не хуже, чем квест Доминика Кобба, — а может, его тротиловый эквивалент даже больше.

Сновиденческая логика распространяется не только на внешность персонажей, которая кажется страшноватой лишь в первые минуту-другую, а потом очаровывает своей стильностью, равно как и дизайн транспорта, интерьеры и прочее. В «Джоне Уике» есть отель, обслуживающий киллеров, — а тут психотерапевтическая клиника, обслуживающая похитителей (может, и не только их — но у Рубена клиенты как на подбор, причём они спокойно рассказывают про свою сферу деятельности). Галлюцинирующий арт-терапевт получает не отстранение от работы, а внезапную помощь. Один наёмный детектив взваливает на себя всю работу полиции. У Венеры и морской ведьмы обнаруживается что-то общее — и пускай от этой интриги слегка веет страшилками в духе передач «Рен-ТВ» для любителей шапочек из фольги, она работает: широко известный образ помогает раскрыть тему из области людских взаимоотношений.

Перечень художественных допущений велик, а игр со зрителем — и того больше. Раз эдак в сто. Помимо реально существующих картин и музеев мелькают афиши и плакаты (особенно хороши они в баре «Холодная война», чего стоит только пророческий плакат «Не болтай!»; афиши «Пражского студента» и «Кабинета доктора Калигари» в комнате с кинопроектором тоже намекают), звучат известные композиции от классики до аранжированной Бритни Спирс, пародируются перформансы. И шутки, и ужасы на тему искусства отсылают к фишкам художников, например «белизне» Малевича и черноте Ренуара. Придуманные названия добавляют атмосферности — взять хоть самолёт Somnus 750. Один из героев собирает коллекцию, способную вызвать расширение зрачков и неконтролируемое слюноотделение у синефилов-олдскульщиков. Сами персонажи пробуждают вереницу ассоциаций: так, местная фам фаталь — нечто среднее между Женщиной-кошкой, Тринити и Мией Уоллес.

Местами мультфильм похож на диковинный музыкальный клип или ожившую авангардную картину. Показывает ограбление как искусство — и сам является предметом искусства. Редко где встретишь такую познавательность — и ещё реже найдёшь столь удачное сплетение познавательности с увлекательностью. В «Ограблении по Фрейду» есть всё (кроме Фрейда): и погони с перестрелками, и обильный юмор, и постоянные путешествия, и мозговедение, и мозгоедство… Даже сложно поверить, что для режиссёра Милорада Крстича это дебют в полнометражном кино, — настолько ладно скроен и богато наполнен мультфильм. С другой стороны, у Крстича было 66 лет, чтобы собрать коллекцию знаний, навыков, предпочтений и подготовиться к премьере, одни только съёмки заняли шесть с половиной лет — и автор потратил время с пользой. По его мнению, у любого мультфильма пять равнозначных ног: история, графический мир, анимация, музыка и звук. Что ж, «Ограбление по Фрейду» резво бегает на своих пяти ногах, не спотыкаясь, а лишь наращивая темп. Как и мечталось художнику, он снял кинокартину о картинах, настоящую аудиовизуальную симфонию.

   
   
Поделиться:
Юлия Лялина
23 апреля 2019

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
67%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Телеовощи – 549: Много финалов
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 620: «Министерство неджентльменских дел», «Эбигейл», приквел «Властелина колец», убытки студии Disney
 
3ЕВА – 581: Сказочный японский школьник
 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
1Ноль кадров в секунду – 526: Кнут и гильотина
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
 
3ЕВА – 580: Росиу был (не) прав
 
0Телеовощи – 547: Кринж для всех возрастов
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии